В чем сила музыки?

УРОК МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ

Тема полугодия: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Неправда и красота несовместимы»

ЦЕЛЬ УРОКА: доказать, что жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Дать представление о взаимосвязи музыки и жизни.

  2. Развитие навыков анализа музыкальных произведений, творческого мышления, способности воспринимать образное содержание музыки;

  3. Воспитание патриотизма. Понимание подвига как проявление высшего человеческого духа.

ТИП УРОКА: вводный.

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ: словесный (беседа, рассказ, дискуссия), наглядный, интеграции, проблемные ситуации (методы контраста и тождества, сравнения и обобщения, вариативности мышления).

НАГЛЯДНОСТЬ И ТСО: Портреты композиторов Глинки и Соловьева-Седого, репродукция картины В.Верещагина «Не замай, дай подойти», эскизы декораций и сцены из оперы, презентация к уроку, музыкальный центр, компьютер, презентация, мульти-видео. Раздаточный материал (текст песни «Баллада о солдате»).

Эпиграф к уроку: «Кто русский по сердцу, тот бодро и смело и радостно гибнет за правое дело!»

План и задачи урока:

Материал урока

Задачи

Ход урока

1

Музыкальный материал из I полугодия приводится учащимися.
Организовать класс, настроить на урок. Обобщение знаний, полученных в I полугодии по теме «Преобразующая сила музыки».
Вход в класс под музыку. Приветствие.
Учитель: “Здравствуйте, ребята!”
Дети: “Добрый, добрый день!”
Учитель: На уроках в I полугодии мы узнали, что музыка имеет силу, которой воздействует на жизнь. Как это понимать? Приведите примеры.
2
М. И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя».
В. Верещагина «Не замай, дай подойти»».
М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя».
Повторение и закрепление знакомого музыкального произведения.
Определить настроение, чувства и мысли музыки.
Первая русская музыкальная историческая драма. Глинка – основоположник русской классической музыки.
Все виды искусства отражают жизнь.
ВЫЗОВ
Учитель: Прошу принять позу слушателя (сесть удобно) и прослушать музыку. Может быть, вы узнаете это произведение.
  • Знакомая музыка?
  • Из какого большого произведения этот фрагмент?
На экране через мультимедиа появляются портрет М.И. Глинки, Опера «Жизнь за царя», Ария Ивана Сусанина.
  • Что такое «ария»?
  • Когда в опере звучит эта ария?
«Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской Земле!
В каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
«Злодей! – закричали враги, закипев, —
Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!»

(Рылеев. «Думы»)

  • Какой голос исполняет партию Сусанина?
Низкий голос мужской
Каждый слышал не раз.
Исполняет Сусанина партию
(хоровой ответ) – БАС!
  • В какой форме написана ария?
Первая и третья
Части повторяются.
Как такая форма
Называется?
  • Анализ музыки и средств музыкальной выразительности.
Рассматриваем репродукцию картины В. Верещагина «Не замай, дай подойти»».
  • Что изобразил художник?
Анализ картины.
  • Историческое значение первой оперы Глинки.
Отклик передовой русской общественности, друзей Глинки.
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не глинка, а фарфор.

(М. Виельгорсчкий)

За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея – Глинку
От Неглинной до Невы.

(П. Вяземский»)

В честь столь славныя новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвейну стакан.

(В. Жуковский)

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.

(А. Пушкин)

 

3 М. И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя». Исполнение 1-го периода арии. Вокально-хоровая работа. Внимание на распевы, выразительность, передачу настроения.
4 М. И. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».
Слушание произведения. Анализ музыки. Определение настроения и чувств, выраженных в музыке. Разучивание первого периода.
ОСМЫСЛЕНИЕ
Наигрываю тему хора «Славься». Дети узнают музыку. Обсуждаем финал оперы, его смысл, настроение, изобразительные средства и средства музыкальной выразительности.
Вокально-хоровая работа над темой 1-го периода.
5 Перестановка музыки арии Сусанина и хора «Славься» Показать, что с исчезновением правды теряется красота.
Предлагаю ребятам спеть начало арии Сусанина со словами хора «Славься» и, наоборот, тему хора «Славься» со словами арии Сусанина. Никто не назовет такую музыку красивой.
Почему?
Исчезла правда чувств. Нельзя прощаться с жизнью радостной торжествующей музыкой. Нельзя радоваться победе с глубокой печалью и болью. Нет жизненной правды, исчезла красота.
Неправда и красота несовместимы.
Неужели вся красота этой музыки заключается только в красоте мелодии, ритма, гармонии, оркестровки?
Неужели только эти чисто музыкальные достоинства волнуют нас, когда мы ее слушаем?
Красота этой музыки еще и в том, что она выражает, о чем рассказывает. Красив сам герой, Иван Сусанин своим мужеством и благородством, любовью к Родине, которая для него дороже всех на свете, даже жизни, красив его подвиг, потому, что подвиг – это высшее проявление красоты человеческого духа. Герой, совершающий подвиг, всегда прекрасен.
Все сказанное об арии Сусанина по-своему относится и к хору «Славься».
Жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты.
6 В.П. Соловьев-Седой. Сл. М. Матусовского. Баллада о солдате. Знакомство с песней. Анализ. Разучивание.
Исполняю песню. Анализ произведения. О чем песня? Какие дороги? Начало, середина или ближе к концу войны? Солдаты не хотят войны, но они должны защищать родную землю от напавших на нее врагов. Они должны победить, чтобы защитить мир и жизнь на земле.
Вывожу ребят вопросами на характер произведения: неторопливая маршевость и лирическая душевная распевность, русские народно-песенные интонации, характерные черты русской народной песни.
Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.
Точно найденные слова и музыкальные интонации помогли поэту и композитору правдиво рассказать о подвиге смелых солдат, правдиво передать в песне наше с вами отношение к этому подвигу и его героям: мужественным простым людям, верившим в правоту своего дела, как верил в него в свое время Иван Сусанин.
Обобщение урока.
Закрепление полученных на уроке знаний.
Рефлексия
Что мы узнали сегодня на уроке?
Как музыка воздействует на человека?
Какие произведения звучали на уроке?
Музыка заставила нас задуматься и сострадать. Музыка заставила нас веселиться, радоваться жизни.
Так в чем же сила музыки?
Красота и правда – вот в чем сила музыки.
Чем больший заряд красоты и правды заложен в музыке, тем сильнее ее воздействие на человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>