|
Материал урока
|
Задачи
|
Ход урока
|
1
|
Музыкальный материал из I полугодия приводится учащимися. |
- Организовать класс, настроить на урок. Обобщение знаний, полученных в I полугодии по теме «Преобразующая сила музыки».
|
- Вход в класс под музыку. Приветствие.
- Учитель: “Здравствуйте, ребята!”
- Дети: “Добрый, добрый день!”
- Учитель: На уроках в I полугодии мы узнали, что музыка имеет силу, которой воздействует на жизнь. Как это понимать? Приведите примеры.
|
2 |
- М. И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя».
- В. Верещагина «Не замай, дай подойти»».
- М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя».
|
- Повторение и закрепление знакомого музыкального произведения.
- Определить настроение, чувства и мысли музыки.
- Первая русская музыкальная историческая драма. Глинка – основоположник русской классической музыки.
- Все виды искусства отражают жизнь.
|
- ВЫЗОВ
- Учитель: Прошу принять позу слушателя (сесть удобно) и прослушать музыку. Может быть, вы узнаете это произведение.
- Знакомая музыка?
- Из какого большого произведения этот фрагмент?
- На экране через мультимедиа появляются портрет М.И. Глинки, Опера «Жизнь за царя», Ария Ивана Сусанина.
- Когда в опере звучит эта ария?
- «Предателя, мнили, во мне вы нашли:
- Их нет и не будет на Русской Земле!
- В каждый отчизну с младенчества любит
- И душу изменой свою не погубит».
- «Злодей! – закричали враги, закипев, —
- Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
- Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
- И радостно гибнет за правое дело!»
(Рылеев. «Думы»)
- Какой голос исполняет партию Сусанина?
- Низкий голос мужской
- Каждый слышал не раз.
- Исполняет Сусанина партию
- (хоровой ответ) – БАС!
- В какой форме написана ария?
- Первая и третья
- Части повторяются.
- Как такая форма
- Называется?
- Анализ музыки и средств музыкальной выразительности.
- Рассматриваем репродукцию картины В. Верещагина «Не замай, дай подойти»».
- Анализ картины.
- Историческое значение первой оперы Глинки.
- Отклик передовой русской общественности, друзей Глинки.
- Пой в восторге, русский хор,
- Вышла новая новинка,
- Веселися, Русь! Наш Глинка –
- Уж не глинка, а фарфор.
(М. Виельгорсчкий)
- За прекрасную новинку
- Славить будет глас молвы
- Нашего Орфея – Глинку
- От Неглинной до Невы.
(П. Вяземский»)
- В честь столь славныя новинки
- Грянь, труба и барабан,
- Выпьем за здоровье Глинки
- Мы глинтвейну стакан.
(В. Жуковский)
- Слушая сию новинку,
- Зависть, злобой омрачась,
- Пусть скрежещет, но уж Глинку
- Затоптать не сможет в грязь.
(А. Пушкин)
|
3 |
М. И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя». |
Исполнение 1-го периода арии. |
Вокально-хоровая работа. Внимание на распевы, выразительность, передачу настроения. |
4 |
М. И. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя». |
- Слушание произведения. Анализ музыки. Определение настроения и чувств, выраженных в музыке. Разучивание первого периода.
|
- ОСМЫСЛЕНИЕ
- Наигрываю тему хора «Славься». Дети узнают музыку. Обсуждаем финал оперы, его смысл, настроение, изобразительные средства и средства музыкальной выразительности.
- Вокально-хоровая работа над темой 1-го периода.
|
5 |
Перестановка музыки арии Сусанина и хора «Славься» |
Показать, что с исчезновением правды теряется красота. |
- Предлагаю ребятам спеть начало арии Сусанина со словами хора «Славься» и, наоборот, тему хора «Славься» со словами арии Сусанина. Никто не назовет такую музыку красивой.
- Почему?
- Исчезла правда чувств. Нельзя прощаться с жизнью радостной торжествующей музыкой. Нельзя радоваться победе с глубокой печалью и болью. Нет жизненной правды, исчезла красота.
- Неправда и красота несовместимы.
- Неужели вся красота этой музыки заключается только в красоте мелодии, ритма, гармонии, оркестровки?
- Неужели только эти чисто музыкальные достоинства волнуют нас, когда мы ее слушаем?
- Красота этой музыки еще и в том, что она выражает, о чем рассказывает. Красив сам герой, Иван Сусанин своим мужеством и благородством, любовью к Родине, которая для него дороже всех на свете, даже жизни, красив его подвиг, потому, что подвиг – это высшее проявление красоты человеческого духа. Герой, совершающий подвиг, всегда прекрасен.
- Все сказанное об арии Сусанина по-своему относится и к хору «Славься».
- Жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты.
|
6 |
В.П. Соловьев-Седой. Сл. М. Матусовского. Баллада о солдате. |
Знакомство с песней. Анализ. Разучивание. |
- Исполняю песню. Анализ произведения. О чем песня? Какие дороги? Начало, середина или ближе к концу войны? Солдаты не хотят войны, но они должны защищать родную землю от напавших на нее врагов. Они должны победить, чтобы защитить мир и жизнь на земле.
- Вывожу ребят вопросами на характер произведения: неторопливая маршевость и лирическая душевная распевность, русские народно-песенные интонации, характерные черты русской народной песни.
- Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.
- Точно найденные слова и музыкальные интонации помогли поэту и композитору правдиво рассказать о подвиге смелых солдат, правдиво передать в песне наше с вами отношение к этому подвигу и его героям: мужественным простым людям, верившим в правоту своего дела, как верил в него в свое время Иван Сусанин.
|
|
Обобщение урока. |
- Закрепление полученных на уроке знаний.
|
- Рефлексия
- Что мы узнали сегодня на уроке?
- Как музыка воздействует на человека?
- Какие произведения звучали на уроке?
- Музыка заставила нас задуматься и сострадать. Музыка заставила нас веселиться, радоваться жизни.
- Так в чем же сила музыки?
- Красота и правда – вот в чем сила музыки.
- Чем больший заряд красоты и правды заложен в музыке, тем сильнее ее воздействие на человека.
|