Цель моей разработки — это развитие музыкального слуха учащихся на занятиях музыки посредством применения эффективных практических приемов и форм работы, установки четких методических принципов, систематизации учебного материала, активизации творческой деятельности учащихся, использования оригинального музыкального и дидактического материала.
В современном обществе происходят серьезные изменения. Ценности, которые существовали, разрушены, а новые еще не созданы. У многих девочек и мальчиков падает интерес к серьезной музыке, не развит музыкальный вкус. Возникла острая необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Актуальность моей работы состоит в том, что процесс развития музыкального слуха на занятиях музыки способствует музыкально- эстетическому воспитанию учащихся, расширению их музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса и профессионального мышления.
Развитие музыкального слуха актуализируется также по той причине, что в наше время существует много музыкальных произведений низкого качества и ребенок должен научиться отличать плохие произведения от хороших.
Кроме того, в современных условиях существует острая конкуренция между музыкальными исполнителями и правильно сориентироваться позволяет лишь развитый музыкальный слух.
Актуальность моей работы заключается еще и в том, что существующие подходы к развитию музыкального слуха на занятиях музыки не достаточно совершенны, а именно:
- недостаточно разнообразны и эффективны практические приемы и формы работы над слуховым анализом, чтением с листа, музыкальным диктантом;
- недостаточно внимания к творческой деятельности учащихся;
- отсутствие четкой системы распределения учебного материала и установки методических принципов;
- отсутствие интересных и удобных в использовании музыкальных сборников.
Таким образом, из всего вышесказанного определяется актуальность моей работы.
И, наконец, развитие музыкального слуха не только удовлетворяет потребности детей, но и способствует формированию музыкально-творческой личности — цели моей педагогической деятельности.
Эта цель согласуется как с документами по образованию вообще, так и с документами по дополнительному образованию, в которых подчеркивается особое значение формирования музыкально-творческой личности.
II. Теоретические предпосылки
В кратком музыкальном словаре Ю. Булучевского и В. Фомина музыкальный слух определяется, как способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
Понятие «музыкальный слух» разные музыканты истолковывают по-своему. Н. Римский-Корсаков сформулировал понятие «музыкального слуха» как сложного явления, состоящего из следующих взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха. Так, звуковысотный слух Н. Римский-Корсаков определяет, как способность слуха инстинктивно отыскивать, безусловно, верную интонацию звуков исполняя мелодию голосом, способность слуха отличать стройность от нестройности. Ладовый слух он определял, как способность различать отношения между высотами разных звуков. В определении чувства метроритма Н. Римский-Корсаков выделял чувство темпа как способность придавать равным ритмическим единицам одну, установленную сначала, длительность, и чувство размера как способность находить и определять отношения между ритмическими единицами. И, наконец, гармонический слух он определял, как способность слышать голосоведение, соотношение аккордов между собой.
На рубеже XIX — XX столетии крупные успехи в области психологии и физиологии позволили подойти к определению музыкального слуха с более современных позиций.
Б. Теплов дает более развитые определения компонентам музыкального слуха. Так, по Б. Теплову, мелодический слух — это качественное своеобразие восприятия мелодии, проявляющееся в узнавании и воспроизведении мелодий и в чувствительности к точности интонации. Ладовое чувство он определяет как эмоциональное переживание определенных отношений между звуками. Гармонический слух по Б. Теплову — это переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно. И, наконец, чувство метроритма он определяет как ощущение равномерности, подчиненной размеру, осознание и воспроизведение разных длительностей.
Е. Давыдова включает в систему развития музыкального слуха целый комплекс навыков, знаний и умений, а именно: знание основных закономерностей музыкального языка, вокально-интонационные навыки, метроритмические навыки, сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант, слуховой анализ, творческие навыки.
Уровень развития музыкального слуха, грамотности музыканта определяется степенью владения перечисленными навыками.
Основываясь на данных выше понятиях музыкального слуха, системы его развития, я определяю музыкальный слух как сложное явление, состоящее из двух взаимопроникающих компонентов:
- мелодический слух, в который входят звуковысотный слух, чувство лада, чувство метроритма;
- гармонический слух, в который входят чувство фонической краски аккордов, чувство функциональных связей.
В своей системе развития музыкального слуха я среди комплекса навыков наибольшее значение придаю выработке таких практических навыков, как слуховой анализ, чтение с листа, музыкальный диктант и творчество.
При создании своей системы развития музыкального слуха я использовала некоторые принципы существующих систем и методик преподавания музыки, а именно:
- постепенное включение новых ступеней лада, интонаций, мелодических попевок на начальном этапе обучения с применением ручных знаков, изображающих ступени лада (релятивная система 3. Кодая);
- замена слоговых названий нот (ступеней) порядковыми номерами ступеней (цифровая методика Г. А. Струве);
- активное включение в игру, действие, решение определенных проблем (проблемная методика М. Котляревкой-Крафт).
В своей педагогической деятельности по развитию музыкального слуха я опираюсь на принципы современных педагогических технологий, а именно:
- гуманистическая направленность, ориентация на свойства личности, ее формирование, и развитие в соответствие с природными способностями (гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили);
- воспитание самостоятельности, стремление к самообразованию, саморазвитию, самовыражению в ходе овладения знаниями (технология личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской);
- создание проблемно-творческой ситуации, организация самостоятельной деятельности учащихся (проблемно-творческая технология В. И, Андреева).
III. Сущность педагогического опыта
Замысел моей работы состоит в том, что эффективность развития музыкального слуха может быть повышена за счет:
- введения разнообразных практических приемов и форм работы над слуховым анализом, чтением с листа, музыкальным диктантом, творческими заданиями;
- выработки комплекса методических принципов развития музыкального слуха;
- активизации творческой деятельности учащихся;
- систематизации учебного материала;
- использования интересного музыкального и дидактического материала;
- учета индивидуальных музыкальных и творческих способностей детей.
Особенность моего подхода заключается в том, что я стремлюсь к творческому развитию каждого ребенка в зависимости от его природных задатков и формированию профессионализма у учащихся в теоретическом и практическом освоении основных закономерностей музыкального языка.
Одна из задач состоит в формировании у учащихся навыков слухового анализа, чтения с листа и музыкального диктанта, способствующих развитию музыкального слуха. Основной идеей является возбуждение интереса к предмету музыка и ознакомление с основными элементами и закономерностями музыкального языка.
В освоении основных практических навыков я большое внимание уделяю подготовительному периоду.
В рамках этого раздела я — педагог:
- играю детям много музыки различных стилей, форм;
- вовлекаю ребенка в мир музыки, атмосферу музыкального действия;
- знакомлю детей с различными музыкальными понятиями, элементами и закономерностями музыкального языка;
- провожу разнообразные формы подготовки к чтению с листа, например: чтение незнакомых мелодий ритмослогами, с ручными знаками и цифровыми названиями ступеней, пение ступеневых цепочек в своем ритме, пение варьированной знакомой мелодии с листа и др.;
- провожу интересные формы музыкального диктанта, например: диктант «с ошибками», диктант «с подсказками», диктант — вариация, диктант — «молния» и др.;
- показываю связь видимых знаков и звуков, слышимых звуков и знаков;
- определяю правильный процесс слухового анализа, чтения с листа, музыкального диктанта.
В процессе этого раздела дети учатся:
- слушать музыку, понимать ее и анализировать;
- анализировать нотный текст;
- запоминать услышанную музыку, элементы музыкальной речи;
- внутренне слышать нотную запись;
- координировать линию развития нотной записи с движениями голосового аппарата;
- правильному звукоизвлечению;
- петь без инструментальной поддержки;
- проводить сравнения, интегрировать и дифференцировать музыкальные явления.
Я использую комплекс методических принципов в освоении практических навыков:
1. Постепенность в нарастании трудностей (ритмических, интонационных);
2. Разнообразие репертуара;
3. Выразительность, яркость музыкальных примеров;
4. Индивидуальный подход к учащимся в выборе примеров.
В работе над слуховым анализом, чтением с листа, музыкальным диктантом я использую:
- сборник мелодий (более 200) для пения;
- сборник музыкальных диктантов;
- карточки интонационных блоков;
- карточки ритмоблоков.
Следующая задача состоит в активизации слухового внимания, развитии творческой инициативы учащихся, их музыкального вкуса и наблюдательности, формировании самостоятельности, пробуждении потребности в систематическом музицировании, воспитании творческой личности. В рамках этого раздела я как педагог:
- знакомлю детей с разнообразными формами импровизации, сочинения, например: мелодии на гармоническом фоне, в определенном жанре, характере, вариации на аккордовую тему, инструментальных жанровых пьес, этюдов;
- знакомлю детей с различными видами аккомпанемента;
- даю разнообразные задания на подбор, импровизацию, сочинения подголосков, второго голоса к мелодиям любимых песен;
- создаю проблемные и творческие ситуации для учащихся.
В процессе этого раздела дети учатся:
- импровизировать, сочинять и подбирать музыку;
- аналитически мыслить;
- решать творческие задачи;
- самостоятельно действовать, принимать быстрые решения; справляться с проблемными ситуациями.
Я использую различные формы занимательных творческих заданий:
- свободная импровизация ритмического сопровождения под музыку;
- свободная импровизация — досочинение окончания мелодии;
- сочинение мелодии по заданным интонационным или ритмическим условиям;
- свободная импровизация второго голоса, подголосков к мелодии;
- подбор гармонического сопровождения к любимой песне;
- сочинение вариаций на тему знакомой мелодии, любимой песни и др.
Для оценки творческих заданий учащихся я работаю по системе критериев, состоящей из трех блоков:
1. Критерии метроритмической оценки;
2. Критерии интонационно-ладовой оценки;
3. Критерии гармонической оценки.
Основными принципами в обучении творческим навыкам я считаю:
- бережное отношение к результатам детского творчества;
- учет индивидуальных возможностей ребенка;
- поощрение творческих импульсов ребенка;
- индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся.
IV. Результативность педагогического опыта
Целью моей педагогической деятельности является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух может быть выражен в следующих показателях:
1. Знание основных закономерностей музыкального языка.
2. Умение сольфеджировать как одноголосную мелодию, так и один из голосов двухголосия с тактированием (дирижированием), как с инструментальным сопровождением (возможно собственным), так и без него.
3. Умение записать музыкальный диктант.
4. Умение сделать анализ музыкального произведения и отдельных элементов музыкального языка на слух, а также по нотному тексту.
5. Умение импровизировать, сочинять музыку.
6. Умение подбирать на инструменте аккомпанемент к мелодии.
7. Умение использовать знания и умения, полученные на занятиях музыки и сольфеджио, в других ситуациях.
Основываясь на этих показателях можно проследить динамику в развитии музыкального слуха:
1. До того, как я начала работать по выбранной мною системе, дети не владели основными музыкальными понятиями, не имели представления об основных закономерностях музыкального языка. Теперь они обладают твердыми теоретическими знаниями, могут быстро узнать в нотном тексте или построить любой интервал, аккорд, проанализировать музыкальное произведение по нотному тексту.
2. Если раньше дети не умели правильно спеть мелодию по нотам, то, занимаясь по этой системе, они могут правильно и интонационно точно сольфеджировать одноголосую мелодию или один из голосов двухголосия с тактированием или дирижированием, с инструментальным сопровождением или без него, а также петь с листа.
3. До применения выбранной мной системы дети не умели записывать услышанную мелюдию. Теперь они легко справляются с этим заданием, причем проявляют большой интерес к записи услышанных где-либо и понравившихся мелодий песен.
4. До обучения по этой системе дети плохо умели анализировать на слух музыкальные произведения или отдельные элементы музыкального языка. Занимаясь по данной разработке, они могут грамотно сделать анализ музыкального произведения, различить особенности формы, жанра, ритма, темпа, стиля, а также без затруднений определить на слух любой интервал, аккорд.
5. До того, как я начала работать по выбранной мной системе, дети не умели импровизировать, сочинять. Сейчас они с удовольствием и свободой импровизируют, сочиняют мелодии, вторые голоса, подголоски к ним, и даже небольшие этюды, вариации, жанровые пьесы.
6. Если раньше дети с трудом могли подобрать на фортепьяно мелодию, аккомпанемент к ней, то теперь они легко и с большим интересом подбирают любые мелодии, вторые голоса, подголоски, собственный аккомпанемент к ним.
7. Занимаясь по данной системе многие дети развили способность к переносу знаний и умений в другую ситуацию, в другие музыкальные предметы, научились использовать творческий опыт других учащихся.
Выбранная мною система развития музыкального слуха имеет ценность с точки зрения новой углубленности обучения за счет введения эффективных практических приемов и форм работы активизации творческой деятельности учащихся, а также за счет систематизации учебного материала, методических установок.
Результатом моей работы явилось так же то, что я приобрела опыт работы по развитию музыкального слуха у детей, имеющих различные музыкальные способности. Считаю важным для себя приобретение опыта работы в школе искусств Фрунзенского района. Кроме того, опыт использования элементов современных педагогических технологий — это тоже результат моего опыта работы.