Образ Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

УРОК МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ

Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Образ Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе.

ЗАДАЧИ:
- Формирование у учащихся умение следить за развитием музыкальных образов героев оперы;
- Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;
- Раскрыть главную идею оперы, торжество народного искусства, сила его воздействия – прославление красоты природы – источника жизни и любви;
- Воспитание интереса и любви к красоте музыки, рисующей картину природы и бережного отношения к ней.

ТИП УРОКА: комбинированный

СТРУКТУРА УРОКА:
1. Вход, организация
2. Певческая деятельность
3. Сообщение темы урока
4. Ознакомление с новым материалом
5. Закрепить мысль о синтезе музыки, литературы и драматургии в опере
6. Подведение итогов урока

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Островского, репродукции картин В.Васнецова «Снегурочка» и «Лель», музыкальный центр, проигрыватель, телевизор, DVD-проигрыватель.

ХОД УРОКА
1. Вход, организация
Вход под хор «Ай, во поле липенька», хороводная песня из III действия оперы «Снегурочка».

2. Певческая деятельность
2.1. Распевание:
Задачи:
Подготовить учащихся к певческой деятельности;
Совершенствовать основные певческие навыки: метод пластического интонирования;
Работа над формированием навыка кантиленного пения.
Выстраиваем звук на слог «лё», поем легко, светло. Дети поют вверх по ступеням и вниз, показывая движение мелодии жестами рук.
2.2. Разучивание песни «Караваны птиц надо мной летят» (музыка Г. Жуковского, слова А. Фатьянова)
Задачи:
Разучить первый куплет песни;
Добиваться чистого интонирования, кантилены;
Добиваться передачи в пении ощущения фразы.
Разучиваем песню «Караваны птиц надо мной летят».

3. Сообщение темы урока
3.1. Стадия вызова
Учитель: «Сегодня наш урок посвящен великому русскому композитору, автору 15 опер, одному из самых младших членов кружка «Могучая кучка» Н. А. Римскому-Корсакову и его опере «Снегурочка».
3.2. Осмысление
Учитель: «Вся жизнь композитора связана с Петербургом. Он не только здесь учился, но и преподавал в консерватории, а сегодня Петербургская консерватория носит его имя.
Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке как Н. А. Римский-Корсаков. Свою третью по счету оперу Римский-Корсаков назвал «Весенней сказкой». Одна из самых поэтичнейших опер занимает первое место во всем мировом оперном искусстве. Итак, по какой пьесе создана опера?»
Дети: «Опера «Снегурочка», одна из самых любимых опер Н. А. Римского-Корсакова, создана по одноименной пьесе великого русского драматурга Александра Николаевича Островского и посвящена природе, пробуждению весны, солнцу».
Учитель: «Н. А. Римский Корсаков сказал: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель и Весна, не было лучше Царства Берендеев с их чудным Царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу». А сейчас посмотрим начало оперы».
Просмотр фрагмента оперы.
Учитель: «Ребята, как вы думаете, какие миры противопоставлены в опере?»
Дети: «Реальный и сказочно-фантастический».
Учитель: «Вызываю ученика к доске разделить действующих лиц оперы в 2 колонки:
I колонка – реальный мир – Лель, Купава, Мизгирь, Царь Берендей;
II колонка – сказочно-фантастический мир – Дед-Мороз, Весна, Леший».
Учитель: «Кто такой Ярило?»
Дети: «Это Бог Солнца – источника света и жизни на Земле».
Учитель: «Кто такая Снегурочка?»
Дети: «Это дочь Весны и Мороза, символ холода, зимы и стужи, сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными».
Учитель: «Кто такой Лель?»
Дети: «Лель – это персонаж народных сказок и преданий. Лель – символ Весны и Лета. Он несет в себе тепло солнца. Это пастушок, который в сказках неразлучен со своей свирелькой».
Учитель: «Где происходит действие оперы?»
Дети: «Действие оперы происходит в сказочном Царстве Берендеев, где царствует мудрый и добрый Царь Берендей. Берендеи поклоняются природе и солнцу – источнику жизни на Земле. Жизнь Берендеев течет мирно и спокойно, пока не появляется на свет Снегурочка. Мороз опасается, что солнце собирается сгубить Снегурочку».
Учитель: «На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? Что заставило ее остаться с людьми?»
Дети: «Она полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувство нежной любви к человеку».
Учитель: « Слушаем арию «С подружками по ягоду ходить».
Слушание арии «С подружками по ягоду ходить».
Учитель: «Ребята, прослушав первую арию, как вы думаете, каков портрет Снегурочки?»
Дети: «Она веселая, ей интересно наблюдать за играми девушек, очень хочется водить с подружками хороводы, ходить по ягоды».
Учитель: «Какая форма арии?»
Дети: «Ария написана в 3х частной форме»
Учитель: «Ребята, всегда ли Снегурочка бывает веселая?»
Дети: «Иногда ей бывает грустно оттого, что она одинока. Ей нравятся песни Леля, девичьи хороводы, она хочет быть похожа на людей, подражать им».
Учитель: «Слушаем вторую арию Снегурочки «Слыхала я…»
Слушание арии «Слыхала я…».
Учитель: «Вторая ария еще полнее выражает чувство Снегурочки, таящееся в ее душе и стремлении к людям, к песням.
Ребята, кто помог Снегурочке полюбить?»
Дети: «Мать Весна. Она надела на голову Снегурочки волшебный венок из душистых цветов и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир. Но любовь для нее – это гибель».
Учитель: «Давайте посмотрим этот фрагмент в фильме!»
Просмотр фрагмента.
Учитель: «Наступает кульминация в развитии образа Снегурочки – это сцена таяния. Момент таяния становится минутой подлинного блаженства, когда любовь Снегурочки, ее живая душа достигают своего наивысшего расцвета. В своей последней арии «Люблю и таю…» Снегурочка воспевает великую силу человеческой любви. Смотрим видеофрагмент сцены таяния Снегурочки».
Просмотр фрагмента.
3.3. Рефлексия.
Учитель: «Сто лет слушают миллионы людей эту оперу и восхищаются ею. Чему учит нас опера?»
Дети: «Опера Н. А. Римского-Корсакова учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств».
Учитель: «И не только любоваться, но и беречь их. Какими важными качествами определяется сила музыки?»
Дети: «Красотой, бережным отношением к прекрасному».
Учитель: «Заканчивается опера величественным гимном Солнцу, а в стране Берендеев восстановится прежняя спокойная и счастливая жизнь».

4. Домашнее задание:
1) продолжите ряд создателей оперного спектакля: либреттист, композитор, дирижер, …
2) нарисуйте декорацию к сцене таяния Снегурочки;
3) напишите либретто своей оперы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>