Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
В. А. Сухомлинский
На протяжении многих лет музыкально-педагогической работы со школьниками разных возрастов автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский стремился найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, которая естественно и органично связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой так же естественно связала бы с реальной жизнью. Автор стремился найти такие принципы, методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека.
Главное – это вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка – не простое развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. В основных направлениях общеобразовательной и профессиональной школы к важнейшим задачам отнесено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, подчеркнута необходимость развития чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов. Цель музыкального воспитания школьников – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Конечная цель уроков музыки в общеобразовательной школе состоит в том, чтобы научить петь, развивать слух и чувство ритма, познакомить учеников с некоторыми музыкально-теоретическими понятиями. Все это очень важно, более того – даже необходимо для музыкального развития ученика. Надо ввести детей и подростков в мир большой серьезной музыки, оказав таким путем благотворное воздействие на формирование их личности.
Выдвигая такую цель, педагоги – музыканты признавали и признают высокую роль музыки, ее значимость в воздействии на человека, особенно в период его интенсивного развития и становления как личности. При этом они рассматривают музыку как живое искусство, ставят во главу угла процесс художественного восприятия ее. Этим определяется место музыки в жизни человека, в массовом музыкальном воспитании.
Стремление должно быть одно: не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; наконец, внедрять в сознание слушателей, что музыкальное искусство не есть отвлеченное, чисто звуковое отображение, а вечно живое претворение всего, что звучит в природе и в душе человека.
Освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т.е. слушание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки, руководства, воспитания, что входит в задачи музыкального обучения…
Под воспитанием восприятия музыки мы понимаем воспитание:
а) эмоциональной отзывчивости на музыку;
б) сознательного отношения к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Очень важно научить детей любить и понимать музыку, воспитать у них художественный вкус, научить ценить подлинные художественные произведения, развить музыкальные способности детей.
Музыка и жизнь – это своего рода сверхзадача школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство.
Содержание школьного предмета «Музыка» составляет музыкальное искусство во всем его многообразии. Учащиеся познают музыку в процессе общения с ней в разных формах.
Важной особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. При таком построении программы усвоение материала идет успешнее.
Программа музыкальных занятий в средней школе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Обе эти темы не раз уже затрагивались на уроках в начальной школе.
Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Каждому ясно, что без стихов нельзя написать песню и любое другое вокальное произведение, не будь музыки, не было бы очень многого и в литературе.
Второе полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь необходимо почувствовать ребятам, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, т.е. способность внутри себя, мысленно увидеть то, чего на самом деле нет. Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области. Уровень музыки, звучащей на уроках в пятом классе, по богатству ее идейно-художественного содержания и по сложности музыкальной формы непрерывно будет возрастать. Постепенно, на протяжении всех занятий художественный и жизненный кругозор ребят будет расширяться. А музыка будет все больше и больше раскрывать перед ребятами свои художественные богатства и жизненную содержательность.