УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
Тема четверти: «Музыка и литература»
Тема урока: «Песня русская в березах, песня русская в хлебах»
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение знаний учащихся по теме «Жанры русской народной песни»
Задачи:
- Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в
произведениях искусства;
- Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся;
- Определение роли песни в жизни человека;
- Формирование необходимых вокально-хоровых навыков;
Дидактический и художественный материал
1. Живое исполнение
2. Фонозапись
3. Стенд «Оркестр русских народных инструментов»
4. Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)
5. Репродукции картин (на выбор):
- Петров-Водкин «Полдень»
- Ткачевы «На родной земле»
- Герасимов «Колхозный праздник»
- Пластов «Ужин тракториста»
- Кустодиев «Голубой домик»
- Яблонская «Хлеб»
- Венецианов «На жатве. Лето»
- Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»
- Сомов «Зима. Каток»
- Репин «Бурлаки на Волге»
6. Портрет Ф.И. Шаляпина
7. Компьютер, экран
Содержание урока
На уроке использована «Технология развития критического мышления»
«Скажи мне — я забуду,
Покажи мне — я запомню,
Вовлеки меня — я пойму»
Музыкальное приветствие.
I стадия «Вызов»
Прошу одного ученика прочитать строки из стихотворения Г. Серебрякова:
«Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета -
То и отразится в песне у поэта»
Учитель: определите тему урока.
Дети: песня, вокальная музыка.
Учитель: а какая бывает песня?
Дети: композиторская, народная.
Учитель: посмотрите на репродукции картин в классе, кто изображен на них?
Дети: народ, люди.
Учитель: обратите внимание на природу, костюмы людей, фамилии художников. Как вы думаете, песни какого народа мы будем сегодня изучать?
Дети: русского.
Учитель: когда люди начали петь? В каких случаях поет человек? Есть ли в русских народных песнях инструментальное сопровождение? А какие инструменты подойдут для аккомпанемента?
Дети: жалейки, дудочки, рожки, свирели, глиняные свистульки, погремушки, гудок, трещотки, ложки, бубенцы, бубен, гусли…
II стадия «Осмысление»
Использован прием «Дерево предсказаний» (у нас это
жанровое дерево).
Учитель: Песня с древних времен сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, люльке. Как называются песни, которые мамы
поют детям перед сном?
Дети: колыбельные.
Учитель: Вспомним колыбельную песню, которую мы
учили в прошлом году.
Исполняем.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами нарисуем дерево. Веточки — это музыкальный жанр, а листочки — это названия песен. Кто-нибудь (по желанию) идите к доске и рисуйте ствол (это наша тема урока), веточку (колыбельная) и листочек («А баю, баю…»).
Потом ребенок растет и сам начинает петь. Какие песни?
Дети: детские.
Я исполняю песню «Козлик». Другой ученик идет к доске и рисует веточку (детские) и листочек («Козлик»).
Учитель: Дети росли, становились юношами и девушками. По вечерам они гуляли, водили хороводы, пели. Как называется песня «Во поле береза стояла», которую мы уже выучили?
Дети: хороводная.
Исполняем. Дерево рисуем.
Учитель: Но они не только медленные хороводы водили, но и пели веселые песни, под которые плясали. Как мы назовем такие песни?
Дети: плясовые.
Учитель: Вспомним плясовую песню из 2 класса, исполняем «Калинку».
А бывали и песни-игры. Вспомним такую песню, где вы шли стенка на стенку. Исполняем «Бояре, а мы к вам пришли». На дереве (игровая) и название. Но люди не только отдыхали, но и работали. Работа была очень тяжелой. Сейчас мы послушаем песню. Обратите, пожалуйста, внимание на картины «Бурлаки на Волге» и «Ремонтные работы на железной дороге». Слушаем «Эй, ухнем» в исполнении Ф.И. Шаляпина.
Учитель: кто исполнял и какой голос?
Показываю портрет Шаляпина. На дереве (трудовая) и название.
Учитель: А была ли армия в давние времена? (служили в царское время 25 лет).
Вспоминаем песню, которую учили в 4 классе. Исполняем «Солдатушки, бравы ребятушки». На дереве (солдатская) и название.
Когда еще люди пели? На свадьбах. Когда женились, выходили замуж. Эти песни называются свадебные.
Исполняю «Матушка…».
И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета, песни-плача. Были еще песни календарные. Это большая тема. Мы сегодня вспомним и исполним песню 3 класса «Проводы Масленицы» (хор из пролога оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»).
В 4 классе мы с вами выучили народную песню «У зари-то, у зореньки». К какому жанру мы ее отнесем, вспомнив настроение, темп, характер. Пою несколько строчек.
Дети: эта песня лирическая.
Учитель: cегодня на уроке мы начнем разучивать еще одну лирическую песню. Называется она «Как по морю». Исполняю. Разбираем содержание, учим 1 куплет. Продолжаем рисовать дерево.
III стадия «Рефлексия»
Учитель: использован прием «Синквейн» (пятистишье).
Мы не полностью с вами сегодня нарисовали наше дерево. Какие еще события могут быть отражены в песнях? Были в России народные герои, были революции и войны. Люди реагировали на все значимые события в стране. А как вы думаете, есть ли современные русские народные песни?
Дети: Да, есть.
Учитель: Если у вас будет желание, дополните наше дерево еще веточками, другими жанрами русской народной песни (для меня — величальные, протяжные, революционные, эпические, современные и т.д.) А кто-то может расспросить своих родителей, родственников — какие у них любимые русские народные песни. Можете их разучить и исполнить на следующем уроке.
А сейчас за 2 минуты вы напишете синквейн, как мы это уже с вами делали.
Когда вы будете уходить с урока, прикрепите ноты к нотной доске. Те, кто узнал новое и интересное на уроке, прикрепите ноты штилем вверх, а если урок не был интересен — штилем вниз.
На следующем уроке мы продолжим изучать нашу тему.