УРОК МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ
Тема четверти: «Музыкальный образ»
Тема урока: «Музыкальный образ, содержание и характер произведений А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова»
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с контрастными музыкальными образами.
ЗАДАЧИ:
- Сравнивать характер и содержание музыкальных произведений, звучащих на уроке;
- Обеспечить углубленное понимание характера рассматриваемых музыкальных образов в ходе осознания средств музыкальной выразительности;
- Актуализировать знания учащихся о выразительных средствах музыки в процессе анализа Прелюдии №. 4 А. Скрябина;
- Формировать умение анализировать, сравнивать, делать обобщение в процессе сопоставления музыкальных образов Прелюдии №4 и Этюда № 12 А. Скрябина, произведений А. Скрябина и С. Рахманинова;
- Добиваться в исполнении яркого воплощения музыкального образа песни А. Новикова «Дороги»;
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
- Воспитывать музыкальный вкус.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод размышления о музыке;
- метод сравнения;
- наглядно-слуховой метод;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания композиций;
- словесные методы: беседа, диалог, разъяснение.
Структура урока:
1. Вход, организация
2. Слушание музыки
3. Распевание
4. Работа над песней
5. Обобщение
НАГЛЯДНОСТЬ И ТСО: портреты А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова, М. Горького, музыкальный центр, проигрыватель, телевизор, DVD-проигрыватель.
ХОД УРОКА:
1. Вход, организация
Вход детей под музыку А. Скрябина «Этюд №12».
2. Слушание музыки
2.1. Стадия вызова
Учитель: Здравствуйте, ребята! Кто мне сейчас скажет название и назовет автора только что прозвучавшей музыки?
Дети: Этюд А. Скрябина.
Учитель: Правильно. Какой это был образ?
Дети: Страстный, мятежный, патетичный, пламенный, образ борьбы,
порывистый, нетерпеливый.
Учитель: Послушайте и скажите, как движется мелодия? (играю тему — три звена секвенции).
Дети: Вверх.
Учитель: Правильно вверх, все выше и выше, к свету. Какая здесь главная интонация?
Дети: Маршевая, утверждающая.
Учитель: Эта интонация называется кварта.
Учитель: Послушайте, как завершается этюд, какой интонацией?
Прослушивание аудиозаписи.
Дети: Такой же призывной интонацией.
2.2. Осмысление
Учитель: А сейчас послушайте фрагмент «Песни о буревестнике» М. Горького и скажите, есть в стихотворении что-то, созвучное музыке А. Скрябина?
Воспроизведение на экране.
«Песня о буревестнике»
Над седой равниной моря
Ветер тучи собирает.
Между тучами и морем
Гордо реет буревестник,
Черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь,
То стрелой взмывая к тучам,
Он кричит, и — тучи слышат
Радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури.
Силу гнева, пламя страсти
И уверенность в победе
Слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей,
Стонут, мечутся над морем
И на дно его готовы
Спрятать ужас свой пред бурей…
Дети: Образ буревестника созвучен образу главного героя «этюда», его смелый крик, образ грядущей бури.
Учитель: А сейчас вы услышите другое произведение А. Скрябина и определите, что чувствует герой.
Прослушивание Прелюдии №4 А. Скрябина.
Дети: Скорбь, страдание, опустошенность, тоску, безысходность, тягость, отчужденность.
Учитель: Молодцы! Это произведение называется «Прелюдия». Заметили ли вы, как начиналась Прелюдия.
Играю первые три такта.
Дети: Одноголосно, сольно.
Учитель: Правильно. Подчеркивая, тем самым, какое состояние героя?
Дети: Одиночество.
Учитель: Какие интонации в мелодии вы слышали?
Дети: Жалобы, плача.
Учитель: Правильно. Это интонация называется секунда. Послушайте и скажите: какой интонацией завершается каждая фраза?
Демонстрирую учащимся концы фраз.
Что объединяет эти интонации, они восходящие или нисходящие?
Дети: Восходящие. Эти фразы заканчиваются интонацией вопроса.
Учитель: Хорошо. Кто мне скажет, в каком ритме звучала мелодия?
Дети: В неровном, остром.
Учитель: На какой жанр опирался композитор?
Дети: На песню.
Учитель: Какое содержание этой песни?
Дети: Жалоба, высказывание.
Учитель: Такое высказывание называют декламацией.
Учитель: Я вам сыграю дальше, а вы мне скажете, продолжит ли звучать этот одинокий голос? (Играю).
Дети: Нет, он прерывается аккордами.
Учитель: На что похоже звучание этих аккордов?
Дети: На траурную поступь, хоральное пение, колокольный звон, как будто вырастает препятствие, стена, аккорды смерти.
Учитель: Молодцы! А сейчас ребята представьте, что каждый из вас является героем этого произведения. Послушайте прелюдию еще раз до конца и скажите, удалось ли вам вырваться из этого состояния печального
оцепенения?
Дети: Нет, но была попытка.
Учитель: Как это выражено в музыке?
Дети: У мелодия появляется аккордовое сопровождение. Затем она стремится вверх, к свету. А завершается все одиноко звучащим голосом и мерными аккордами — траурной поступью.
Учитель: Вывод — человек вынужден примириться со своей судьбой, покориться ей. Вот ведь как, ребята, всего лишь двенадцать тактов, но какое богатое содержание, какая глубокая человеческая трагедия!
Учитель: А сейчас, ребята, послушайте еще одно произведение. Написал его русский композитор, современник А. Скрябина, С. Рахманинов. Это романс «Островок». Послушайте и скажите, есть в нем что-то общее с прелюдией?
Слушание романса в моем исполнении.
Дети: Спокойствие, оцепенение.
Учитель: Хорошо. О чем поется в романсе?
Дети: Об островке, который находится где-то посреди моря. Там царит покой и тишина.
Учитель: Какая музыка светлее — прелюдии или романса и почему?
Дети: Романса. Он в мажоре, потому что это мечта.
Учитель: Правильно, ребята. «Островок» — мечта о нереальном прекрасном мире, образ оцепенения, покоя.
Учитель: Скажите, ребята, где ярче развитие образа — в прелюдии или в романсе?
Дети: В прелюдии.
Учитель: Скажите, ребята, если бы вы могли стать героями этих произведений, то какой образ вы бы предпочли?
Предполагаются разные ответы.
Учитель: А сейчас мы обратимся еще к одному музыкальному образу, знакомому вам.
Исполняю вступление к песне Л. Новикова «Дороги».
Назовите название и автора этой песни.
Дети: «Дороги», композитор А. Новиков.
3. Распевание.
Распеваемся по гамме вверх и вниз закрытым ртом, на гласных «у», «о», «и» в С-dur, Cis-dur, D-dur. Поем первую фразу песни вокализом на гласный «о».
4. Работа над песней.
Учитель: Ребята, на уроке мы познакомились с музыкальными образами борьбы, страдания покоя, а теперь мы обратимся к образу войны, военных дорог — дорог жизни и смерти, замечательно раскрытом в песне Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги».
Раздаю партитуры. Повторяем первый куплет. На доске, на основе графической записи мелодии, рисую дорогу, чтобы показать движение мелодии.
«Эх» — долгая дорога, мучительная. На доске записываю ритм первой фразы. Уточняю интонацию в начале первого и второго предложений запева методом сравнительного анализа: м6 — м7. Добиваюсь качественного исполнения кантилены, выразительного интонирования каждой интонации, работаю над воплощением в пении ощущения развития фразы, над выполнением различных динамических оттенков и
штрихов, выразительным исполнением песни, в характере.
Разучиваем 2 и 3-й куплеты. Эмоционально подготавливаю целостное исполнение выученных куплетов песни.
5. Рефлексия.
Учитель: С какими образами мы сегодня познакомились?
Дети: С образами борьбы, оцепенения и мечты, войны.
Учитель: В музыке каких композиторов были воплощены эти образы?
Дети: В музыке А. Скрябина, С. Рахманинова, А. Новикова.
Учитель: Мы слушали и пели четыре разных произведения. Представьте себе как велико многообразие музыкальных образов в произведениях композиторов разных эпох. Оно столь же многообразно, как и бесконечно разнообразен мир, в котором мы живем.