Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Проект урока в рамках программы
повышения квалификации
«Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС: теория и практика»
Тема: «Русские народные инструменты»
Класс: 3
Выполнено
учителем музыки 1 категории
ГБОУ СОШ № 553
с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Дашавской Ольгой Михайловной
Санкт-Петербург,
июнь 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, целью которой является формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование системно-деятельностного подхода способствует проявлению активности учащихся на каждом этапе учебной деятельности. В рамках такого подхода важными результатами обучения становятся умения использовать сформированные УУД в учебной, познавательной и социальной практике. ФГОС предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Главное отличие уроков по новым стандартам заключается в том, что формулировка темы, целей и задач, а также составление плана и решение учебной задачи происходят при непосредственном участии учащихся. Учитель на уроках организует разноплановую деятельность учеников, помогает в результатах их деятельности, анализирует творческий процесс обучения.
Представленный в курсовой работе урок музыки отвечает требованиям, предъявляемым к уроку в соответствии с новыми ФГОС, поскольку:
-
основной целью урока является формирование УУД;
-
в течение всего урока учащиеся принимают активное участие в формировании темы и цели урока, планировании учебной деятельности, решении учебных задач;
-
учащиеся принимают участие в корректировке, рефлексии и оценке результатов своей деятельности.
Урок музыки предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств.
ЦЕЛЬ УРОКА
Создать условия для формирования:
-
личностных УУД (самоопределение, смыслообразование);
-
регулятивных УУД (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка);
-
познавательных УУД (общеучебные, логические);
-
коммуникативных УУД (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
средствами предмета музыки при изучении темы «Русские народные инструменты».
ЗАДАЧИ
-
Способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через просмотр видеоряда;
-
Актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе;
-
Организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке аудио и видео информации;
-
Организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем обсуждения;
-
Организовать самооценку учащимися своей деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
-
учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
-
учащиеся осознают, какое значение имеет для них тема урока.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи;
-
учащиеся умеют составлять план и определять последовательность действий;
-
учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
-
учащиеся умеют корректировать свои действия;
-
учащиеся умеют давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Познавательные:
-
учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск средств ее выполнения;
-
учащиеся владеют навыками смыслового чтения;
-
учащиеся умеют использовать знаково-символические средства представления информации;
-
учащиеся умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание;
-
учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.
Коммуникативные:
-
учащиеся умеют определять цели и функции участников взаимодействия;
-
учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы в группе;
-
учащиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли.
Предметные:
-
учащиеся знают основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
-
учащиеся умеют определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
-
Объяснительно-иллюстративный;
-
Частично-поисковый.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса;
-
дидактические средства: рабочая тетрадь;
-
мультимедиа проектор.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
-
Индивидуальная работа;
-
Фронтальная работа;
-
Групповая работа.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
-
Технология диалогового взаимодействия
ПЛАН УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I этап: Вводно-мотивационный |
|
Приветствие. Запуск видео и звукоряда: звучит музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов. Создание мотивации для работы на уроке. |
Приветствие. Просмотр видеоряда. Определение темы урока. |
II этап: Актуализация знаний |
|
Проведение беседы о русских народных инструментах и основателе и руководителе первого в мире оркестра русских народных инструментов В.В. Андрееве. |
Участие в беседе. Ответы на вопросы. Оформление страницы в рабочей тетради по теме. |
III этап: Работа в группах |
|
Организация и распределение работы по группам. Наблюдение за деятельностью групп и их консультирование. |
Деление на группы. Выполнение группового задания. Выступление групп. Сравнение результатов в группах с правильным вариантом на экране. |
IV этап: Подведение итогов урока |
|
Демонстрация фрагментов музыкальных произведений, исполненных отдельными группами оркестра русских народных инструментов. |
Учащиеся записывают в рабочие тетради группы инструментов, на которые делится оркестр русских народных инструментов. |
V этап: Рефлексия |
|
Обращение к началу урока и его целям. Обсуждение, что нового для себя узнали ученики и справились ли они с поставленными задачами. |
Участие в обсуждении. Ответ на вопросы учителя. Определение домашнего задания. |
VI этап: Домашнее задание |
|
Пояснение домашнего задания. |
Ученики записывают в дневник домашнее задание. |
СООТВЕТСТВИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ И УУД
Учебные задания |
Универсальные учебные действия |
I этап: Вводно-мотивационный |
|
Ответьте на вопросы: Какую музыку вы услышали? Какие инструменты вы увидели и услышали? Какая тема урока? |
ЛУУД (самоопределение): мотивация учения; |
ЛУУД (смыслообразование): умение находить ответ на вопрос;
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели
II этап: Актуализация знаний
Какие ещё русские народные инструменты вы знаете?
Знаете ли вы, кем и когда был основан первый в мире оркестр русских народных инструментов?
На какие группы делится оркестр русских народных инструментов?
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели;
РУУД (целеполагание): постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
III этап: Работа в группах
Группы учащихся (4 группы) должны определить по видео слайду, на какие группы и соответствующие этим группам инструменты делится оркестр (струнные, духовые, клавишные, ударные).
КУУД (планирование): определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
ПУУД (логические): анализ с целью выделения существенных признаков;
КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
IV этап: Подведение итогов урока
Демонстрация фрагментов русских народных песен «Калинка», «Светит месяц», вариаций на тему русской народной песни «Камаринская».
ЛУУД (нравственно-этическое учение): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
V этап: Рефлексия
На какие группы инструментов делится оркестр?
Какие инструменты входят в каждую группу?
С какими новыми инструментами вы сегодня познакомились?
Оцените свою деятельность на уроке.
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели;
ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор;
РУУД (оценка): выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению
VI этап: Домашнее задание
Написать краткое сообщение о каждой из четырех групп оркестра русских народных инструментов.
ЛУУД (самоопределение): мотивация учения
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1-4 кл. Методическое пособие – М.: Просвещение, 2012. – 256 с.
2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учебник для учащихся 3 кл. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2012. – 235 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.